Кубачи

Самое знаменитое ремесло Кубачей – производство художественных изделий: от оружия и военных доспехов до украшений и предметов домашнего обихода. О мастерстве кубачинских мастеров слагались легенды. Одна из самых красивых повествует о том, как персидские мастера прислали кубачинцам тонкую, как волосок, стальную проволоку – с предложением сделать такую же. Кубачинцы не остались в долгу. Просверлив на сквозь персидскую проволоку, они вернули ее обратно, написав: «Мы из такой проволоки трубы делаем».

Немного истории
Аул златокузнецов расположился среди гор Дагестана. Древнее название аула – Угбуг, а его жители именовались угбуган, что означает – «губители людей». Так окрестили себя местные мастера из-за их главного занятия – изготовления оружия. Оружие ковали и для себя, и для других народов. В X веке арабский географ и историк аль Масуди упоминал этот аул как «царство Зерихгеран», что по-персидски означает «Царство кольчужников». И только гораздо позже турки дали аулу название Кубачи (оружейники), которое прославилось во всем мире.

В старину при входе в аул стояло пять огромных башен с толстыми стенами. В башнях постоянно находился отряд из сорока юношей-воинов, всегда готовых отбить нападение врага. До наших времен дошли три башни. Внутренняя часть старого аула представляет собой сложный лабиринт из узких проходов и улочек. Здания — многоэтажные, каменные с галереями, архитектурными украшениями, плоскими крышами. Улочки проходят то в тоннелях, то по мостикам, нависающим между крутыми склонами построек. В кладке попадаются барельефы 12—15 веков.

Кубачинские кузнецы
Когда зародилось кубачинское ремесло, мы не знаем. Но уже в глубокой древности кубачинцы выделывали кольчуги, панцири, копья и мечи. Неподалеку от аула находились залежи руды, из которых и выплавляли металл. Древние мастера умели не только получать из руды железо, но также и готовить из него различные сорта стали. При ковке металла они в совершенстве владели такими операциями, как рубка, вытягивание, пробивание отверстий, скручивание, штамповка.
Стремление к совершенствованию технических процессов приводило к изобретениям способов ускоренного труда мастеров. Так, например, при производстве кольчуги концы каждого отдельного кольца после сборки соединялись горячим способом. Затем был изобретен более быстрый способ, при котором на одном конце колечка делали отверстие, а на другом выступ. После сборки кольчуги кольца не запаивали, а зажимали специальными щипцами. Плотность соединения при этом не уступала плотности при сварке. Готовые кольчуги варились в больших котлах в масле, окрашивающем их в черный цвет и предохранявшем от ржавчины. Легенды свидетельствуют о популярности на Кавказе и прилега¬ющих территориях именно кубачинских кольчуг. Твердость сплава, ус-тойчивость к ударам – основные до¬стоинства кубачинского снаряжения.
После возникновения огнестрельно¬го оружия кубачинцы быстро освоили способы его изготовления. Знамени¬тыми были так называемые «золотые пистолеты», которые носили только военачальники и богачи. Вся поверх-ность подобных кремневых пистоле¬тов была покрыта серебряными дета-лями с нанесенными на них гравиров¬кой орнаментальными узорами. После гравировки на эти детали наносили прочную позолоту со ртутью.
В основном, особенно это относи¬лось к XIX столетию, кубачинцы из-готовляли оружие парадного назначе¬ния. Со времен русско-кавказских воин стало модным ношение в русской армии кавказского оружия, и тогда же стало популярным коллекционирова¬ние кубачинских кинжалов и сабель. Их развешивали в своих помещичьих усадьбах на стенах поверх восточных ковров ушедшие в отставку офицеры.

Кубачинский стиль
По неподтвержденной легенде, до XIII в. кубачинцы были христианами. Если это и так, то христианство все равно не могло пустить глубокие кор-ни и лишь наслоилось на местное язы¬чество. Мусульманская религия, при-нятая кубачинцами, как известно, отрицательно относилась к изобрази-тельному искусству. Ислам запрещал передавать образы живых существ, по¬этому мастерство кубачинцев стало развиваться только в изображении различных вариантов растительного орнамента. Однако и на этой относи-тельно узкой основе кубачинцы посте¬пенно смогли выработать свой непо-вторимый стиль.
Кубачинцы неподражаемы в искус¬стве сочетания орнаментов и разнооб-разных материалов. Одной из попу¬лярных техник была кубачинская че-канка – глубокая гравировка с канфаренным зернистым фоном, – чаще всего применявшаяся на кинжалах и саблях. Для этой техники использо-вался ветвистый орнамент. Его наноси¬ли на самое дорогое оружие. Цена по¬следнего определялась сложностью ис¬полнения симметричного ветвистого орнамента (тутта накъишь). Не менее красивый свободно вьющийся орна¬мент (мархарай накъишь) считался бо¬лее легким для исполнения и потому ценился дешевле. С особым тщанием оружие украшалось золотой насечкой по вороненому железу в технике бишибзиб гяче. Один из интереснейших видов кубачинской техники – инкрус¬тация золотом по слоновой кости – также применялся при украшении ору¬жия и почти не встречался у других народностей.
В первые века после исламизации в орнаменте сохранялись простота и обобщенность форм. Узор подчеркивал форму предмета, позолота почти не применялась, и контраст серебра с чер¬нью создавал эффект сверкания алма¬зов. В XIX – XX веках наблюдается стремление к усложненности и богатст¬ву в украшении оружия. Узор стано¬вится более мелким, иногда отсутствует мера в увлечении позолотой, а ценность серебра как самодостаточного материа¬ла теряется. На первый план выступает нарочитая виртуозность, что не всегда является синонимом совершенства. В целом характер кубачинского орнамен¬та почти не изменился за всю историю развития ремесла. Он всегда узнаваем и имеет свой особый стиль.
В пределах этого «кубачинского сти¬ля» можно узнать индивидуальный почерк каждого мастера. Несмотря на то что все мастера владели различны¬ми видами техник, каждый специали¬зировался на определенном виде худо¬жественной отделки. Это ускоряло выполнение работы, а также повыша¬ло ответственность мастера за выпол¬нение конкретного дела – гравирова¬ние, монтировку, нанесение филигра¬ни и др. Как правило, специализация была потомственной, мастерство пере¬давалось из поколения в поколение; чаще всего – в пределах одной семьи.